Главная » Статьи » Психология / Парапсихология » Психология

Трансактный анализ
Трансактный анализ (сокр. ТА) - это одна из самых понятных, интересных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие психологи, психотерапевты, бизнес-консультанты во всём мире. Трансактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

 Теория трансактного анализа и сценарного программирования зарекомендовала себя как эффективное средство решения различных проблем пациентов.

 В трансактном анализе обычно выделают такие части:

  • психология личности;
  • психология общения;
  • теория психологических игр;
  • анализ жизненных сценариев.

 По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я-индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

 Трансакционный анализ рассматривает человека, прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

  • Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
  • Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
  • Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

 Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории трансактного анализа. Они призваны разграничить трансактный анализ от любой другой психологической системы:

  • структурный анализ (теория эго-состояний);
  • собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов;
  • анализ психологических «игр»;
  • скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»).

 Основой ТА является модель эго-состояний (модель РВРе (PAC MODEL))*. Это-состояние это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент.  Модель описывает три различные эго-состояния:

  • Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь»  и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал  взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоянии Взрослого (В). Эго-состояние Взрослого связано с получением нового опыта, новых знаний
  • Временами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих  родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Родителя (Р).
  • Иногда я  возвращаюсь к поведению, мышлению и чувствам детства. В этом случае  я нахожусь в эго-состоянии Ребенка (Ре).

Эго-состояния, Родитель (Р) и Ребенок (Ре), связаны с уже накопленным опытом и полученными извне знаниями.

  *Обратите внимание на заглавные буквы. Они используются для обозначения эго-состояния Родителя, Взрослого или Ребенка. Поэтому модель эго-состояний часто называют моделью РВД. Маленькая буква в начале слова указывает на то, что мы имеем в виду реального родителя, взрослого или ребенка.

 Когда мы применяем модель эго-состояний для понимания различных аспектов личности, то используем структурный анализ.

 

Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Я могу обратиться к вам из одного из моих трех эго-состояний. В свою очередь, вы можете ответить мне из одного из ваших эго-состояний. Подобный обмен коммуникациями называется трансакцией. Использование модели эго-состояний для анализа последовательных трансакций называется собственно трансакционным анализом. При обмене трансакциями я сигнализирую о том, что признаю вас, а вы возвращаете это признание. В языке ТА любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психологического здоровья. Когда они обмениваются трансакциями в группах и парах, то проводят свое время по-разному, что можно классифицировать и проанализировать. Это – анализ структурирования времени.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее, в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Такой неосознаваемый сценарий жизни известен в ТА как сценарий жизни.

 Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

 Игнорирование, искажение, симбиоз. Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существования в часто кажущемся ему враждебном мире. В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию. Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий. Это называется искажением. Для сохранения жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют отношения с нашими родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно. В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя и Взрослого, а другой – Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

 Рэкет, марки и игры. В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для получения поглаживаний нужно использовать только разрешенные нам чувства. Это решение принимается неосознанно. При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте. Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными). Если мы испытываем рэкетное чувство, но не выражаем его, то в этом случае мы собираем марки. Игра – это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства. Игра всегда включает в себя переключение момент, когда игроки чувствуют, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Люди играют в игры, не осознавая того, что они делают.

 Автономия. Для реализации полного потенциала взрослых людей нам необходимо модернизировать стратегии поведения в жизни, которые мы приняли, будучи детьми. Когда мы обнаруживаем, что эти стратегии более не работают, нужно заменить их на новые. В терминах ТА это означает, что нам необходимо выйти из сценария и достигнуть автономии.

 Техника ТА должна помочь людям достигнуть автономии, основными компонентами которой являются осознание, спонтанность и способность к интимности. При этом автономия предполагает также умение решать различные проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.

 А кто Вы в тансактном анализе?

 

ТЕСТ:  http://www.psynavigator.ru/tests.php?code=143

 

 

 



Источник: http://oppl-kiev.com/?p=464
Категория: Психология | Добавил: fiandra (14.06.2012)
Просмотров: 1444 | Теги: РВРе, родитель, взрослый, личность, развитие, ребенок, отношения, психология, PAC model, мирада | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]