Главная » Статьи » Психология / Парапсихология » Развитие личности |
Когда человек прячется за маску – ему легче говорить. Маска не просто раскрепощает и прячет. Но ещё и организует мысль, задаёт ей единое направление. Вместо маски, правда, можно использовать … шляпу. В начале 1980-х гг., доктор Эдвард де Боно придумал технику «Шесть мыслящих шляп». Это одна из самых распространённых и любимых на Западе техник брейнсторминга. Пора бы её уже внедрить и у нас. Итак, шесть шляп представляют собой шесть способов (или направлений) мышления. Иными словами: шесть абсолютно разных и дополняющих друг друга точек зрения. Команда из, в идеале, шести (можно и меньше, а можно и больше) человек поочерёдно примеряет на себя по шляпе и в этот момент начинает мыслить так, как подсказывает ему … шляпа. Человек учится говорить не от своего лица, а от лица шляпы… Такое «прятание за маску» раскрепощает, снимает комплексы, но и, в то же время, заставляет мыслить в строго заданном формате, не отклоняясь, не выходя из роли. Это как если бы мы с Вами играли в «Суд». Один человек взял бы на себя функции Прокурора, второй – Адвоката, а третий – Судьи. Хочешь-не хочешь, но в роли Прокурора ты должен обвинять, в роли Адвоката защищать , а в роли Судьи, арбитра – примирять. Со шляпами немножко сложнее, но тем и интереснее. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения. Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. *Применения «Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи, планы, решение проблем. В одиночной работе — планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе — проведение встреч, опять-таки оценка и планирование, разрешение конфликтов, обучение. Например, IBM в 1990 году использовала метод шести шляп как часть программы обучения 40 000 своих менеджеров по всему миру. Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Источник: http://oppl-kiev.com/?p=1001 | |
Просмотров: 914 | | |
Всего комментариев: 0 | |