Есть такое понятие, еще пока мало известное родителям, перинатальная психология. Ученые всего мира давно уже доказали, что, находясь в утробе матери, младенец уже умеет чувствовать. Кроме того, ему передаются эмоции матери.
Зарождение психических и психологических основ, позитивного или негативного восприятия мира, отношения к окружающим начинается именно в период внутриутробного развития.
«Пренатальная психология» (психология не рожденного ребенка).
Функционирование психики ребенка начинается довольно рано. Мозговые волны регистрируются на 40-й день, функция мозга «представляется явно присутствующей у плода на восьмой неделе беременности». «Новейшие технические разработки позволили приложить миниатюрный микрофон к голове плода, и: «мы услышали почти всё: разговор людей в четырех метрах от нас, как открывается дверь в комнату, как за закрытой дверью катится тележка. Слышимость была невероятная. Было легко разобрать, кто именно из нас говорит (цит. По Дж. И Б. Уиллке). Чувство слуха появляется (пока считают так) с 14-и недель, а это означает начало функционирования мозга и памяти. Можно приводить множество сведений о том, какие органы функционируют у ребенка в утробе. Но для пренатальной психологии важно то, что он является сознательным, реагирующим существом с активной эмоциональной жизнью, который может даже обучаться, пусть на примитивном уровне, внутри утробы. В этом отношении стал классикой шокирующий фильм, заснятый американским врачом Б. Натансоном «Безмолвный крик» о том, как ребенок в 12 недель предчувствует угрозу смерти. Он начинает двигаться быстро и тревожно, стараясь спрятаться от инструмента, частота ударов его сердца увеличивается с 140 до 200 ударов, он широко раскрывает рот в безмолвном крике.
Он реагирует на эмоциональное состояние своей матери печалью или счастьем, агрессией или кротостью; формирует самовосприятие, отражающееся на его поведении в утробе и после рождения. Ребенок знает не только психо-эмоциональное состояние матери во время беременности, но и ожидает ее решения (выносить во что бы то ни стало, «не прервать ли?»)
Все, что открывает современная техника, уже знали святые отцы. «Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то ребенок в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается» - совет Паисия Святогорца. И далее: «Если дети сами не получат нежности, то у них не хватит ее и на то, чтобы передать ее своим детям. Так одно влечет за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: «Помолись, отче! Я теряю своего ребенка».
Итак, отнеситесь, пожалуйста, с вниманием к периоду вынашивания своего дитя, которое имеет далеко идущие последствия. Именно он, как никто другой, этот период предоставляет богатые возможности дальнейшего духовно-нравственного развития женщины посредством ее питания, труда и отдыха, внутреннего (психоэмоционального) состояния, а следовательно, способствует зарождению и укреплению материнства, помогающего воспитывать ребенка и развивать ребенка духовно и психически.
О том, что внутренние органы и системы отвечают на запросы ребенка дополнительной нагрузкой мы уже говорили. Но есть и другие острые вопросы, возникающие в процессе наблюдения: если рождение ребенка грозит смертью матери, неужели и в этом случае аборт будем считать грехом?
Существуют крайние, спорные точки зрения на вопросы жизни и смерти, их не может еще решить и наука – биоэтика. Приведем взгляд на эту проблему протоиерея Евгения Шестуна: «Ради своего уже рожденного ребенка мать, как правило, готова на все, если его жизни угрожает опасность. Но когда дитя еще во чреве, оно ведь тоже твое, твоя часть, твоя кровиночка. Поэтому аборт и в этом случае, и всегда – грех».
|