Главная » Статьи » Психология / Парапсихология » Психология

Некоторые методы НЛП

Восприятие ситуации с 4 позиций

  • с точки зрения себя
  • с точки зрения своего собеседника
  • с точки зрения постороннего наблюдателя
  • с точки зрения всей этой системы отношений (метапозиция)

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. В последнее время число этих методов очень быстро растет за счет того, что в НЛП наблюдается тенденция узкой специализации. Это значит, что, если сегодня в списке методов НЛП уже присутствует метод избавления от аллергии, то завтра может появиться метод избавления от цветочной аллергии (аллергии на собак и т.п.).

Сущность методов

основанных на 4 позициях восприятия, заключается в следующих этапах:

  • видеть себя с проблемой;
  • видеть себя без проблемы;
  • видеть другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;
  • трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;
  • запомнить это состояние и переключаться на него всякий раз, когда проблема дает о себе знать.

Схема выглядит несложной, но выполнять это в точности может далеко не каждый. Наиболее частый случай на сеансе НЛП — симуляция успеха в выполнении упражнения (об этом чуть ниже).

Среди наиболее часто используемых приемов НЛП — разрыв шаблона, установка якорей. Разрыв шаблона помогает легче принять материал или подстроиться под модальность и мышление другого человека за счет отключения контроля сознания. Якорь — приятное ощущение, воспоминание. Поставить якорь можно, погладив по плечу, коснувшись руки. Основы его действия — в учебниках физиологии высшей нервной деятельности.

Схема

Создатели НЛП взяли на вооружение простую схему научения, разработанную бихейвиористами и применяемую, в частности, в дрессировке животных. Бихейвиористы учили мышь нажимать на рычаг. Для этого они долго наблюдали за ее активностью в клетке и в тот момент, когда мышь нажала-таки на рычаг, открылась кормушка. После серии таких экспериментов мышь успешно обучилась нажимать на рычаг. Юрий Куклачев, известный дрессировщик, говорит, что не заставляет своих кошек делать что-то, а подкрепляет лакомством уже естественно выполненное ими действие.

С человеком все посложнее, поскольку вариантов подкрепления у него могут быть тысячи. НЛП-тренер обычно просит вспомнить что-либо приятное, или легонько касается человека рукой, бывает, что и то, и другое сразу. Затем, если человеку удалось, скажем, трансформировать свою модальность восприятия в модальность другого человека, тренер повторяет подкрепление. Якорь установлен. Предполагается, что впоследствии человек будет стремиться к удовольствию, получаемому от якоря, а, значит, его мотивация в избавлении от проблемы будет поддерживаться на должном уровне.

У якорей один недостаток, тот, кто знаком с физиологией условного рефлекса, хорошо его знает. Если не менять подкрепление, рефлекс угасает. Животное привыкнет к лакомству, а человек привыкнет к приятному ощущению.

Вообще НЛП многое почерпнуло из бихейвиоризма. Так, группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:

  1. Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.
  2. Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.
  3. Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.
  4. Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.
  5. Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Метафорическим является и

Упражнение реагирования на критику:

Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми — стена

  1. Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену
  2. Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя
  3. Оценивается содержание критики
  4. Человек получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения ее содержания. Если критика справедлива — "хорошо, я учту, спасибо"; если частично несправедлива — отметить несправедливые места; если несправедлива — развернуться и уйти, либо переубедить человека
  5. Затем применяются приемы на слияние двух "Я" в одно. Человек получает способы реагирования на критику.

В результате повторения этого упражнения, как и в результате тренинга, формируется новая схема поведения. Обратите внимание на то, что свой принцип четкой программы обучения упражнения НЛП соблюдают очень строго. Каждое упражнение построено из шагов в определенной последовательности. Каждый шаг упражнения представляет собой какую-либо теорию психологии. К примеру, возьмем

Упражнение на избавление от аллергии:

  1. Закрепить якорь — бихейвиоризм
  2. Вспомнить все проявления данной аллергии и войти в это состояние — психоанализ
  3. Научное объяснение проблемы с использование медицинских фактов — когнитивная терапия, гуманистическая психология
  4. Анализ будущей жизни без аллергии и преимуществ такой жизни — постановка цели через результат, психология мотивации
  5. Поиск ресурса и способа реагирования на ресурс, взаимодействия с ним — ассоциативная терапия
  6. Закрепление ассоциаций — ассоциативная терапия

Как видите, успех теории Бэндлера и Гриндера вполне заслуженный. Они конструктивно объединили десятки совершенно разных, иногда даже противоположных друг другу, теорий и методов терапии. Другое дело, действуют ли эти методы, и действуют ли в том направлении, которое необходимо для решения проблемы.

Психологи, ведущие тренинги, знают о такой коварной помехе, как симуляция успеха при выполнении упражнения. Человеку в группе свойственно повторять поведение других участников, кроме того, ему неловко сообщать о своей неспособности выполнить какое-либо задание. Учитывая эту помеху, создатели психологических тренингов пытаются сделать упражнения как можно более простыми и доступными для любого человека. Еще одно требование для этих упражнений заключается в наличии визуальных доказательств того, выполнил человек упражнение или нет.

В отличие от тренингов, НЛП не учитывает такие требования при создании своих упражнений, поэтому симуляция — довольно частое явление, сопровождающее сеанс НЛП. Представьте, что Вы сидите в группе людей и Вам необходимо поговорить с Вашей проблемой или страхом. А ведь Вы — серьезный взрослый человек. Но это не причина мешать сеансу и обнаруживать свою неспособность выполнить задание, поэтому Вы всячески симулируете разговор с проблемой и рассказываете тренеру о его содержании. Нетрудно предположить, что упражнение не будет эффективным для Вас. Единственное, что может утешить, это тот факт, что большинство людей, сидящих вокруг Вас в кругу — тоже симулянты.

По-видимому, симуляция успеха — одна из причин, по которым НЛП ругают, как бездейственный метод. Необходимо помнить, что залог успеха в НЛП — не только умелая работа тренера, но и работа самого человека, и их сотрудничество. В таких условиях эффективен любой метод, в том числе и НЛП.


Ольга Данилова.



Источник: http://www.effecton.ru/
Категория: Психология | Добавил: fiandra (25.03.2010)
Просмотров: 1372 | Теги: методы НЛП, статьи, Психолошия, НЛП, Нейро-лингвистическое программирова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]