Главная » Статьи » Психология / Парапсихология » Психология

Когнитивно-поведенческая психотерапия. описание метода
Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе определенную модель поведения — привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать — от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей.

Рассмотрим пример того, как когнитивно-поведенческая терапия учит тех, кто страдает паническим неврозом ( см. паника) и агорафобией, как себя вести в сложных ситуациях и как совладать со страхами, в этих ситуациях возникающими:

Как мы уже знаем, существует несколько видов обучения. Обучаясь без чьей-либо помощи, мы вырабатываем модель поведения, вызывающего симптомы страха. Может выработаться и условный рефлекс, если конкретная реакция, вроде крайнего страха, возникает всякий раз, как вы попадаете в конкретную ситуацию. Например, если в супермаркете вам не однажды доводилось испытывать панику, у вас вырабатывается условный рефлекс: заходя в супермаркет, вы сразу пугаетесь, даже если вам ничто не угрожает. Избегая неприятного места, вы избегаете и связанных с ним неприятных эмоций — страха. Облегчение, которое вы испытываете, побуждает вас избегать уже не только этого супермаркета, но и всех прочих магазинов, а там и просто людных мест, и вот агорафобия уже приняла вас в свои «теплые» объятия. Симптомы ее постепенно начинают усугубляться, а от возникшего однажды стремления укрыться от мира очень трудно избавиться. Потому-то тренироваться нужно систематически и не один день. Метод носит название постепенного погружения, или методичной десенсибилизации. Состоит он в том, что больного очень постепенно подводят к пугающей ситуации, давая возникающим при этом ощущениям тревоги и страха время «осесть», утихнуть, прежде чем исчезнуть. Таким образом вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь между ситуацией и реакцией страха разрывается, а данные обстоятельства или место начинают все больше ас социироваться с ощущением непринужденности и успоко ения. Торопиться, разумеется, не следует: такое преобразо вание требует времени и усилий, а ускоренное погружение в пугающую ситуацию способно, скорее, обострить страхи. Потому-то погружение и должно быть постепенным, неспешным, идти «от меньшего к большему», то есть от менее пугающих к более пугающим ситуациям. Чтобы достичь хороших результатов, тренироваться нужно постоянно: упражняясь лишь от случая к случаю, мы даем старым привычкам «лазейку».

В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные). Для лучшего понимания этой формы обучения разберем модель А-В-С. А обозначает ситуацию, место или событие внешнего мира, В — наше восприятие этого события, С — нашу эмоциональную, или поведенческую реак цию. В соответствии с теорией познания критическим для обучения является компонент В: нередко депрессию или страх у нас вызывают не столько внешние обстоятельства, сколько наше восприятие происшедшего. Все мы по собственному опыту знаем, как по-разному люди реагируют на одно и то же событие. Если начальник мечет гром и молнии, то одним работникам тут же начинает казаться, что сердится он именно на них, что они чем-то провинились и впредь должны трудиться еще усерднее, дабы умилостивить разгневанного шефа. Другие же попросту пожмут плечами и, подумав: «Видать, жена (муж) хвоста накрутила», отметут начальственный гнев как нечто, не имеющее к ним отношения. И можно заранее предсказать, что у первых чувство вины, беспокойства и страха возникнет и будет нарастать и укрепляться, а вторые станут себе преспокойненько работать дальше, дожидаясь, пока настроение шефа придет в норму.

Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций. Как часто мы пугаемся того, что сами же себе и напророчили: трясемся от страха в ожидании худшего. Другими словами, наше подсознание предупреждает нас о возможном стрессе или страхе или даже о приступе паники еще до того, как мы попадем в определенную ситуацию или место. В результате мы пугаемся заранее и норовим этого избежать. Постоянно отслеживая свои эмоции и стараясь изменить негативное мышление, мы можем уменьшить этот предварительный, преждевременный страх, способный перерасти в приступ паники. С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на наше эмоциональное состояние.

Голубев Михаил Викторович (с)



Источник: http://therapeutic.ru/
Категория: Психология | Добавил: fiandra (25.03.2010)
Просмотров: 851 | Теги: психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерап, методики, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]