Ключ к тесту

Итак, В НОРМЕ у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать КАК МИНИМУМ:

- одна дверь,
- одно окно,
- одна стена,
- одна крыша,
- одна труба для сельского дома (если, конечно, дом — городская многоэтажка, то труба логически неуместна),

Что считается дополнительными элементами?

Внимание: забор, живая изгородь (то есть, кусты), деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка ИЗБЫТОЧНО ЛИШНИМИ.

О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на:

- отсутствие у человека чувства безопасности,
- наличие межличностных конфликтов с острым желанием их уладить, «разрулить».

Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи,

Мелкий рисунок (крошечный дом)
- слабые семейные связи,
- отсутствие «чувства дома».

Много исправлений, много линий
— проблемы в семье.

Дом-схема (вид сверху)
- отсутствие «семейной», «домашней» атмосферы в доме,
- отрицание дома и семьи как ценностей,
- очень серьёзный конфликт в семье.

Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье.

Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе.

Очень длинная тропинка — интроверт, с трудом допускающий «в свой мир» посторонних людей.

Тропа очень широкая в начале и очень узкая — у дома.
Несмотря на то, что так изображать тропу велят нам законы перспективы, эта деталь на психологическом тесте (особенно, если она очень подчёркнута) говорит о том, что человек необычайно дружелюбен, однако его дружелюбие — «выученное», поверхностное и наигранное.

Дверь без порожка (лестницы) — Так же как и полное отсутствие двери
- закрытость, интроверсия, аутизм или
- неумение выстраивать грамотные отношения с людьми.

Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи.

Очень большие двери
- человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди,
- в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица.

Двери с замком и щеколдой
- педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста,
- нежелание выдавать свои тайны.

Водосточный жёлоб
- мнительность, ипохондрия,
- избыточная подозрительность.

ОКНА

Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение,

Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности,

Окно с форточкой
— стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер.

Окно с решёткой

- подозрительность,
- боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом),
- показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств.

Окно-прямоугольник (без перекрестий)
— отсутствие друзей, только формальные контакты.

Окна отсутствуют
— открытое проявление враждебности к миру, психотравма.

Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь
— человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей).

Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь

позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта,
осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение.

Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью.

Крыша нарисована с нажимом
— ярко выраженная потребность в защите, тревожность.

Плоская крыша
- проблемы с воображением,
- эмоциональная холодность,
- эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии.

Труба отсутствует
— конфликт со значимым мужчиной,

Много дыма из трубы
— говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть,

Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками
— отсутствие тепла и любви в семейной жизни.


Итак, как Вы догадались, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов.

Попытки рисовать «идеальный» ( с точки зрения теста) дом приводят к постепенному улучшению внутреннего психологического состояния и, соответственно, к позитивным переменам в реальной жизни.

Однако не стоит «учить» другого человека (особенно ребёнка), как ему «правильно» рисовать дом — рисование «правильного» дома «через не могу» должно быть внутренней потребностью, неким «полумагическим» — осознанным, актом собственного жизнетворчества.

Поэтому я желаю Вам терпения и удачи в этих медитативных арт-терапевтических студиях!

Елена Назаренко
©