Ключ к тесту
Итак, В НОРМЕ у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать КАК МИНИМУМ:
- одна дверь,- одно окно,
- одна стена,
- одна крыша,
- одна труба для сельского дома (если, конечно, дом — городская многоэтажка, то труба логически неуместна),
Что считается дополнительными элементами?
Внимание: забор, живая изгородь (то есть, кусты), деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка ИЗБЫТОЧНО ЛИШНИМИ.
О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на:
- отсутствие у человека чувства безопасности,
- наличие межличностных конфликтов с острым желанием их уладить, «разрулить».
Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи,
Мелкий рисунок (крошечный дом) —
- слабые семейные связи,
- отсутствие «чувства дома».
Много исправлений, много линий — проблемы в семье.
Дом-схема (вид сверху)
- отсутствие «семейной», «домашней» атмосферы в доме,
- отрицание дома и семьи как ценностей,
- очень серьёзный конфликт в семье.
Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье.
Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе.
Очень длинная тропинка — интроверт, с трудом допускающий «в свой мир» посторонних людей.
Тропа очень широкая в начале и очень узкая — у дома. Несмотря на то, что так изображать тропу велят нам законы перспективы, эта деталь на психологическом тесте (особенно, если она очень подчёркнута) говорит о том, что человек необычайно дружелюбен, однако его дружелюбие — «выученное», поверхностное и наигранное.
Дверь без порожка (лестницы) — Так же как и полное отсутствие двери
- закрытость, интроверсия, аутизм или
- неумение выстраивать грамотные отношения с людьми.
Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи.
Очень большие двери —
- человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди,
- в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица.
Двери с замком и щеколдой —
- педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста,
- нежелание выдавать свои тайны.
Водосточный жёлоб —
- мнительность, ипохондрия,
- избыточная подозрительность.
ОКНА
Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение,
Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности,
Окно с форточкой — стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер.
Окно с решёткой —
- подозрительность,
- боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом),
- показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств.
Окно-прямоугольник (без перекрестий) — отсутствие друзей, только формальные контакты.
Окна отсутствуют — открытое проявление враждебности к миру, психотравма.
Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь — человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей).
Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь —
позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта,
осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение.
Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью.
Крыша нарисована с нажимом — ярко выраженная потребность в защите, тревожность.
Плоская крыша —
- проблемы с воображением,
- эмоциональная холодность,
- эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии.
Труба отсутствует — конфликт со значимым мужчиной,
Много дыма из трубы — говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть,
Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками — отсутствие тепла и любви в семейной жизни.
Итак, как Вы догадались, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов.
Попытки рисовать «идеальный» ( с точки зрения теста) дом приводят к постепенному улучшению внутреннего психологического состояния и, соответственно, к позитивным переменам в реальной жизни.
Однако не стоит «учить» другого человека (особенно ребёнка), как ему «правильно» рисовать дом — рисование «правильного» дома «через не могу» должно быть внутренней потребностью, неким «полумагическим» — осознанным, актом собственного жизнетворчества.
Поэтому я желаю Вам терпения и удачи в этих медитативных арт-терапевтических студиях!
Елена Назаренко
©