Перечислим особенности арт-терапевтического подхода

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет "правильного" или "неправильного", и это нужно четко объяснить. Участникам процесса (детям и/или взрослым) нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать

2. Участники как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого. В этом смысле дети являются "экспертами" в отношении своих работ

3. Важен вклад каждого: каждый участник делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма

4. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, закон конфиденциальности

5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы  не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу клиента (участника) (это может делать только сам автор, по желанию),  нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают

6. Основные правила: при работе с парой, группой или в индивидуальном порядке желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали

Примерный список основных правил:

1) внимательно слушать друг друга;

2) не перебивать говорящего;

3) уважать мнение друг друга;

4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

5) все должны чувствовать себя комфортно;

6) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено иначе

7. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает клиенту (ребенку и/или взрослому) почувствовать законченность процесса и уверенность в себе

8. Способы работы: упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью, отношением и степенью доверия (клиент-терапевт), но, прежде всего — поставленными целями. Например, при работе с группой для развития сотрудничества может потребоваться высоко структурированный подход, чтобы каждый участник знал, что от него требуется и как это соотносится с целым

Послание Взрослым:

Основные принципы и заповеди арт-терапии

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.